Концертный костюм
Концертный костюм — неотъемлемая составляющая художественного образа. Он предоставляет зрителю информацию о месте, времени действия, национальных и локальных особенностях сценического искусства и помогает исполнителям ярче раскрыть концепцию произведения. Концертные костюмы, созданные по мотивам народной одежды, отличаются от фольклорных, тем, что они адаптированы к зрительскому восприятию: лучше подчеркивают движения артистов, помогают создать определенное настроение, усиливают эмоциональность действия.
Необходимость изменений первоисточника (народной одежды) требует установления эвентуальных границ его трансформации и выявления арсенала художественно-выразительных средств и приемов для создания сценического костюма.
Известны исследования сценических костюмов, созданных
по мотивам украинской традиционной одежды, касающиеся методов искусствоведческого анализа [1, 100], освещающих проблемы трансформации первоисточника [2, 58- 59], художественные особенности концертных костюмов [3, 304-305] и символику традиционного и современного сценического костюмного кода [4, 87-90].  


Вне поля зрения исследователей осталось выяснения роли костюма в сценических действиях. Кроме того, концертные костюмы, созданные по мотивам народного костюма, отличаются друг от друга не только степенью трансформации первоисточника. Дизайн любого костюма зависит, прежде всего, от его предназначения. Цель исследования ─ определить влияние функций на формирование художественно-эстетических особенностей сценических костюмов, созданных по мотивам украинской народной одежды.  


Первые украинские хоры и ансамбли использовали традиционную праздничную одежду в качестве сценической. Помимо экономического фактора такое решение имеет и социально-психологическую причину. Применение праздничной одежды направлено на создание торжественной атмосферы, значимости события. Кроме того, такой костюм указывал зрителю этнографический первоисточник сценического произведения.  


Сегодня на Украине тоже есть значительное количество фольклорных коллективов, которые пытаются максимально точно передать характерные особенности народного костюма. Для этого иногда объединяют раритеты, так сказать вещи «из бабушкиного сундука», с изделиями, исполенными «под старину» современными мастерицами. Подобный способ создания сценических костюмов используют ряд фольклорных ансамблей: «Веснянки» (г. Ровно), «Горошивци» (г. Тернополь), фольклорно-этнографический театр «Голос» (г. Черновцы), любительский ансамбль танца " Смеречина "(г. Вижница). В каждой области есть десятки таких любительских коллективов: фольклорный ансамбль «Куточане» (с. Рокитне Рокитновского района Ровенской обл.), фольклорно-этнографический коллектив «Родына» (с. Подвысокое Городенковского района Ивано-Франковской обл.), фольклорный коллектив "Старовыннэ вэсилля"(с. Диновцы Новоселицкого р-на Черновицкой обл.) и др.  


Сохранение традиционного кроя и использования соответствующих материалов для создания сценических вариантов народной одежды, дополнения соответствующей обувью и головными уборами способствуют соблюению стиля фольклорного танца. Василий Верховинец, первый теоретик украинского народного танца, придерживался правила "чтобы костюмы были как можно ближе к оригиналу, поскольку от них зависит правильное выполнение танцевальных движений"[5, 29]. Некоторые движения в народно-сценической хореографии обусловлены спецификой украинской народной одежды. Так, закладывание рук за голову визвано необходимостью придерживать шапку во время танца, а раскинутые в стороны руки в «обертах» вызваны необходимостью придержать ленты (часть украинского девичьего головного убора), чтобы они не мешали танцевать. Однако, в народно-сценической хореографии также имеются движения, которых не было в традиционных танцах. Они возникли в результате соединения, усложнения существующих форм движения фольклорного танца или сконструированы балетмейстерами из ресурсов народно-сценической хореографии [6, 123]. Акробатические движения и поддержки, сложные по своему строению и технологии исполнения, требуют таких форм костюма, которые придают свободу движениям и лучшим образом представляют виртуозность исполнителя. Это, отчасти, определяет направления стилизации сценического костюма: отказ от традиционного кроя, использование современного силуэта, увеличение ширины рукава и поясной одежды, укрупнение декоративных деталей, усиление контрастов, но при условии сохранения цветовой гаммы и основных принципов формирования ансамбля традиционной одежды. Такой принцип ярко прослеживается в костюмах Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины им. П.П. Вирского, Государственного академического Волынского народного хора, Государственного украинского академического ансамбля песни и танца «Казаки Подолья», Образцового детского вокально-хореографического ансамбля «Весели черевички» (г. Львов) и др.  


В связи с новаторскими подходами современной сценографии к декорациям и световое-тонального наполнения сцены аутентичный народный строй требует определенной адаптации или стилизации [1, с.100]. Типичным для декора концертных костюмов является наличие укрупненных мотивов и насыщенных контрастных соединений теплых и холодных красок. Такое художественное решение способствует тому, что узоры лучше воспринимаются с большого расстояния. Нередко для усиления декоративности используется люрекс. Кроме того, переосмысления и переинтонирования устойчивых, традиционных форм танца расширяют его образно-действенную амплитуду. В исполнении таких танцев сильнее заметны элементы виртуозности, а в композиции ─ осложнения хореографического рисунка. Расширение тематики народной хореографии поставило перед создателями костюма требование не только обеспечивать удобство при выполнении сложных движений, а совершенствовать средства его выразительности.  


Хореографы, как писатели доверяют костюма важную сементичну информацию. Субэтнические знаки-символы: силуэт и колористика паспоризируют этническо-региональную прикрепленность комплекса народной одежды [4,.83]. Концертный костюм не только выгодно подчеркивает движения и красоту тела, а также помогает создать определенное настроение, которое артист должен донести в зал. Образно-эмоциональные аспекты сценического наряда способствуют раскрытию хореографического образа в народно-сценической хореографии и связаны как с архетипом, так и с концепцией произведения. Обобщенный, коллективный образ в хореографии строится всеми участниками. Для обобщения отбираются наиболее яркие внешние и внутренние характеристики тех или иных лиц конкретных историко-этнографических регионов Украины (молодые девушки, смелые казаки, веселые гуцулы и т.п.) или явлений природы (метель). Эти признаки можно деперсонизировать не только синхронностью танцевальных движений артистов, но и тождественными костюмами. Благодаря одинаковому внешнему виду артистов зритель лучше воспринимает рисунки и лексику танца.  


Локальный архетип народного костюма может быть воспроизведен в сценической одежде как «образ-символ» ─ обобщенный комплекс наиболее характерных качеств, черт этноса. Он находит выражение в усилении контраста цветового и силуэтного решения, увеличении отдельных частей костюма (например, венков), увеличении орнаментальной площади и элементов декора. Такие костюмы создаются на этнографической основе, но не связанные с каким-то локальным прототипом традиционной украинской одежды. Стилизация региональных комплексов традиционной одежды по принципу «обобщение» прослеживается в костюмах Национального заслуженного академического ансамбля танца Украины им. П.П. Вирского (г. Киев), ансамбля народного танца «Политехник» (г. Киев), заслуженного ансамбля танца «Юность» (г. Львов). Негативным явлением такого принципа является чрезмерная условность и распространенность подобных образцов. Например, одним из элементов комплекса традиционной одежды жителей западного региона Украины является «кептар» ─ безрукавка из овчины. Каждая область, даже район отличались декором, украшениями, застежкой, линии силуэта, системой декоративно-конструктивных швов [10, 34-38]. Но на сегодняшний день художественные коллективы нивелировали характерные черты, присущие «кептарю» той или иной местности, чем свели это произведение искусства к единообразию.  


Второй тип образности в сценической одежде — бутафория или гротеск. Для него характерны гиперболизация отдельных элементов костюма и введение реквизита. Вещи играют на сцене вместе с артистом, костюм характеризует его с социальной и психологической точки зрения. Для таких танцев исполнители используют атрибуты: топорики, копья, сабли, пистолеты, сумки, веночки, веточки, букеты и т.п. Например, оригинальные головные уборы с фиолетовыми цветами использованы в хореографической постановке "Ой зацвилы фиалочки" Гуцульского ансамбля песни и танца значительной степени помогают понять сущность хореографической постановки.  


Третий тип образности ─ ассоциативный. Источник прочитывается в концертном одежде не откровенно, только «намеком». Главным образом костюм передает именно характер, эмоции, настроение сценического действа, а не исторический первоисточник народного наследия.
Выводы На художественно-стилевое решение сценического костюма влияет освещение сцены, закономерности визуального восприятия и концепция хореографического произведения, утилитарная функция сценического костюма, тенденции в бытовом одежде и экономический фактор. На основе проведенного анализа определены некоторые принципы стилизации костюма народно-сценической хореографии: обобщение, гиперболизация элементов костюма или декора, ассоциативное решение. Анализ и поиск направлений развития проектирования костюма исполнителей народносценичних танцев, выявление их художественно-композиционных особенностей, уровня стилизации первоисточника, качества трансформации в современные формы иметь практическое применение в методике проектирования сценического наряда. Таким образом, открываются перспективы дальнейших исследований сценического костюма с различными подходами к формам, крою, техник отделки и т.д.  



Средняя оценка: 4.6
Голосов: 3